Распределительный редуктор тепловоза ТУ2

Отбор мощности на привод вспомогательного оборудования тепловоза осуществляется от свободного конца вала главного генератора, для чего хвостовик вала через зубчатую муфту соединяется с распределительным редуктором.

Ведущая шестерня 7 (рис. 102) распределительного редуктора находится в зацеплении с шестерней 8 нижнего вала 9 и паразитной шестерней 6, с которой посредством шестерни 4 связан верхний вал 5, соединенный промежуточным валом с карданным валом конического редуктора привода вентилятора холодильника.

Зубчатые передачи распределительного редуктора заключены в разъемный корпус, имеющий масляную ванну, заполняемую дизельным маслом Д11 (ГОСТ 5304—54).

Уровень масла контролируется с помощью щупа, установленного в нижней части корпуса. При сборке редуктора боковые зазоры у зубьев зацеплений шестерен должны быть в пределах 0,2----0,5 мм. При проверке но краске «пятно» зацепления должно иметь размеры по ширине не менее 50% длины зуба и но высоте не менее 60% его рабочей части профиля зуба.

Шарикоподшипники редуктора должны иметь напряженную посадку внутренних колец на валах (с нагревом до 80---100°С) и скользящую наружных колец в корпусе.

При установке редуктора на раме тепловоза и его центровке с валом генератора допускается: несоосность валов не более 0,1 мм, излом осей валов редуктора и генератора не более 0,2 мм на длине 200 мм.

Вспомогательный генератор приводится во вращение от шкива, установленного на входном валу раздаточного редуктора, клиноременной передачей с двумя ремнями типа Б длиной 1 600 мм и передаточным отношением 1,73 : 1. Ведомый шкив передачи посажен на вал якоря вспомогательного генератора.

Распределительный редуктор связан с компрессором промежуточным валом с предохранительной муфтой. Промежуточный вал имеет зубчатые муфты 1 и 3 (рис. 103), с помощью которых он присоединяется с одной стороны к нижнему валу распределительного

редуктора, а с другой — к предохранительной муфте, установленной на валу компрессора.

Предохранительная муфта предназначена для предупреждения поломки привода и компрессора при резких изменениях скорости

вращения ведущего вала во время пуска и остановки дизеля. Ведущая часть муфты имеет диск 5 и нажимное кольцо 8, между которыми зажимается ведомый диск 4 с фрикционными обкладками сцепления автомобиля «Москвич». Благодаря усилию, создаваемому двенадцатью цилиндрическими пружинами 6, установленными на винтах 7 нажимного кольца, создается трение между ведущим и ведомым дисками, за счет которого происходит передача необходимого крутящего момента для привода компрессора. Нажатие пружин 6, а следовательно, и величина передаваемого муфтой крутящего момента регулируется винтами 7. Для устойчивой работы муфты без пробуксовки ведомой части при нормальной нагрузке компрессора величина передаваемого муфтой крутящего момента



устанавливается равной 1 000 кг/см. Регулировку муфты на расчетный крутящий момент необходимо производить на станке при числе оборотов ведущей части, соответствующем рабочему и равному 1020 об/мин. Для этой цели целесообразно использовать приспособление, с помощью которого муфта устанавливается в Центрах токарного станка. При этом ведущий вал ее присоединяется к шпинделю передней бабки, а ведомый нагружается требуемым моментом 1 000 кг/см посредством рычага длиной 1 м с грузом, равным 10 кг. Рычаг должен быть огражден от проворачивания вместе с ведомым валом, для чего необходимо в суппорте станка

установить скобу, допускающую незначительный ход рычага в вертикальной плоскости и ограничивающую его вращение.

Пуск компрессора при температуре ниже 0°С с застывшим в нем маслом не допускается, так как может привести к выходу из строя предохранительной муфты вследствие ее перегрузки.

При эксплуатации тепловоза необходимо следить за состоянием муфты, не допуская ее перегрева, что может произойти при неточной регулировке муфты по крутящему моменту, неравномерной затяжке регулирующих винтов, а также вследствие попадания смазки на фрикционные обкладки дисков.

Для принудительной вентиляции тяговых электродвигателей применены два центробежных вентилятора, от которых по отдельным воздуховодам, расположенным в раме тепловоза, и промежуточным гибким рукавам из пропитанного олифой брезента поток воздуха поступает к обоим тяговым электродвигателям каждой тележки.

Привод вентилятора тяговых электродвигателей второй тележки (рис. 104) осуществляется от переднего конца коленчатого вала

дизеля. Привод состоит из промежуточного вала 4, установленного на двух шарикоподшипниках в корпусе 3, и упругой муфты, соединенной с хвостовиком коленчатого вала. Муфта имеет ведущий 8 и ведомый 5 диски с четырьмя пальцами 7 в каждом, которые входят в резиновое кольцо. Крыльчатка 2 вентилятора укреплена на другом конце приводного вала.



Кожух 1 вентилятора укреплен на воздуховоде 10, а корпус приводного вала расположен на кронштейне 9, установленном на раме тепловоза.

Крыльчатка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки (рис. 105) установлена на консоли вала 2 конического редуктора привода вентилятора холодильника. Кожух 3 вентилятора укреплен на воздуховоде 4. Воздух поступает в вентиляторы по подводящим рукавам через сетчатые фильтры с промежуточным слоем канители. Забор воздуха может производиться снаружи тепловоза, через боковые отверстия в фонарях крыши или из его кузова, что достигается установкой в соответствующее положение поворотной заслонки на воздуховоде. При поступлении воздуха снаружи тепловоза заслонка устанавливается в положение, при котором она перекрывает отверстие в воздуховоде, сообщающее его с помещением кузова.

Рис. 102. Распределительный редуктор:
1 — входной вал; 2 — зубчатая муфта; 3 —шкив привода вспомогательного генератора; 4 — шестерня верхнего вала; 5 — верхний вал; 6—паразитная шестерня; 7 —шестерня входного вала; 8 — шестерня нижнего вала; 10 —нижний вал; 10 — корпус редуктора; 11 — клиноременный привод возбудителя; 12 — клиноременный привод вспомогательного генератора; 13 — шкив привода возбудителя

Рис. 103. Промежуточный вал с фрикционной муфтой:
1-зубчатые муфты; 2 — вал; 4— ведомый диск;
5— ведущий диск; 6 —пружина; 7 —винт; 8 — нажимное кольцо; 9 —направляющий штифт

Рис. 104. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей второй тележки:
1 —кожух; 2 — крыльчатка; 3 — корпус; 4 — вал; 5 — ведомый диск, б —резиновое кольцо; 7 — пялец; 8 — ведущий диск; 9 — кронштейн
10 — воздуховод

Рис. 105. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки:
1—крыльчатка; 2—вал редуктора; 3 — кожух вентилятора;
4 — воздуховод к тяговым электродвигателям


Котел-подогреватель тепловоза ТУ2

На тепловозе ТУ2 установлен котел-подогреватель, работающий на дизельном топливе. Подогреватель предназначен для прогрева воды и масла в системе охлаждения и смазки дизеля при его пуске после ремонта или для поддержания в состоянии готовности к пуску при кратковременных остановках при температуре наружного воздуха ниже +-5°С.

Нагретая в подогревателе вода циркулирует в системе охлаждения дизеля, а также в змеевике-теплообменнике масляного бака.

Подогреватель состоит из водогрейного котла 1 (рис. 106) и редуктора 7 с встроенными в нем воздуходувкой центробежного типа, водяного центробежного насоса и плунжерного топливного насoca высокого давления. Привод редуктора подогревателя осуществляется от электродвигателя постоянного тока МВ-42. От шкива

электродвигателя I (рис. 107) ременной передачей 2 приводится во вращение вал редуктора, на котором установлены воздуходувка 3 и крыльчатка водяного насоса 4. От ведущего вала редуктора через две пары цилиндрических шестерен получает движение также кулачковый вал топливного насоса высокого давления, состоящий из одной плунжерной пары с нагнетательным клапаном.

Для ручного привода редуктора при пуске котла-подогревателя предусмотрена съемная рукоятка 8 с шестерней, посредством которой производится вращение ведущего вала редуктора.

В подогревателе отсутствует открытое пламя; части, подвергающиеся действию высокой температуры, изготовлены из жаропрочных сталей, поэтому подогреватель обладает относительно высокой пожарной безопасностью. Подогреватель при помощи лап опирается на два кронштейна и прикрепляется к ним четырьмя болтами. К топочной камере подогревателя присоединяется вытяжная труба 12 (рис. 106), по которой продукты сгорания топлива отводятся наружу. Труба изолируется асбестовым картоном и металлическим кожухом. Выходное отверстие ее закрывается тарельчатой заслонкой с нажимной пружиной, управление заслонкой осуществляется изнутри кузова посредством рукоятки.

Под насосом на кронштейнах закреплен противень для сбора вытекающего топлива со спускной пробкой в его дне. Для спуска несгоревшего топлива, выбрасываемого из котла, в нижней части колена вытяжной трубы устроена отъемная (для очистки) труба.

Питание подогревателя дизельным топливом производится oт бачка емкостью 9 л, установленного около котла на стенке кузова. Топливо к топливному насосу поступает самотеком. Заполнение бачка производится топливоподкачивающим насосом топливной системы тепловоза. При нормальном расходе топлива, составляющем 6,6—7,2 л/ч (110—120 см3/мин), тенлопроизводительност ь котла составляет не менее 30 000 ккал/ч.

При работе подогревателя необходимо выключать всех потребителей электроэнергии, получающих питание от аккумуляторном батареи, кроме необходимых ламп освещения.

При стоянке тепловозов в депо, чтобы не разряжать аккумуляторные батареи, целесообразно питание электродвигателей форсуночных подогревателей производить постоянным током с напряжением 12 в от внешней сети переменного тока через выпрямительную установку.

Рис. 106 Схема форсуночного подогревателя:
1—котел; 2 — тонка котла; 3 —конусная крышка; 4 — свеча запальная; 5 —форсунка; 5_пробка смотрового отверстия; 7 —редуктор; 8 — пробка заливного отверстия; 9 — болт для выпуска воздуха из топливного насоса; 10 —трубка для подачи топлива к насосу; 11—змеевик подогрева топлива; 12 —труба для отвода газов сгорания; 13-труба для выпуска несгоревшего топлива

Рис. 107. Схема редуктора:
1—электродвигатель со шкивом; 2 — ременная передача; 3 — воздуходувка; 4-водяной насос; 5 — корпус редуктора; 6 — ведомый вал; 7 — ведущий вал; 8 —съемная рукоятка с шестерней; 9 — топливный насос; 10—червячная пара для регулировки подачи топлива


Пуск котла-подогревателя тепловоза ТУ2

Для пуска подогревателя необходимо:

1) заполнить котел подогревателя водой;

2) включить топливоподкачивающий насос и заполнить расходный бачок подогревателя топливом до верхнего уровня смотрового стекла;

3) включить подачу топлива к топливному насосу редуктора подогревателя, открыв краник на расходном бачке;

4) открыть заслонку выхлопной трубы, поставив рукоятку в положение «Открыто»;

5) снять щиток редуктора и поставить на редуктор шестерню с рукояткой для ручного привода. Щиток снимается только на время пуска обогревателя;

6) включить накальную свечу, дав ей накалиться в течение
1 мин, после чего начать медленное вращение рукоятки ручного

привода редуктора в сторону, противоположную показанию стрелки на ручном приводе (рукоятку ручного привода не стопорить). В случае невозможности провернуть за рукоятку необходимо провернуть привод рукой непосредственно за ремень на несколько оборотов. При особо низких температурах (ниже —30°С) разрешается заливать в полость редуктора через пробку 25—30 г дизельного топлива;

7) после воспламенения топлива необходимо немедленно изменить направление вращения рукоятки на нормальное, соответствующее направлению стрелки. При неисправности электродвигателя рукоятку необходимо застопорить и вращать ее со скоростью 60—70 об/мин. Нормальное усилие, развиваемое рукой, составляет около 4,5 кг (для уменьшения усилия рекомендуется снять ремень электропривода);

8) включить электродвигатель, а рукоятку ручного привода 1'нять. Установить щиток редуктора;

9) при устойчивой работе прогретого котла свечу необходимо отключить и продолжать работу с самовоспламенением топлива до полного прогрева системы охлаждения дизеля;

10) через каждые 10 мин работы обогревателя менять положение переключателя питания электродвигателя подогревателя н целях равномерной разрядки групп аккумуляторной батареи;

11) степень нагрева воды в дизеле и трубопроводах проверяется по показанию термометров на щитках управления. Температура воды при прогреве не должна превышать 70°С. К запуску дизеля можно приступать при достижении температуры по термометру Н-60°С. При необходимости можно пользоваться подогревателем и в пути следования. Во время перерыва в работе подогревателя не допускать снижения температуры охлаждающей жидкости ниже +50°С. Нормальная работа подогревателя характеризуется интенсивным повышением температуры воды и цветом выхлопных газов, которые после прогрева котла (примерно через 10 мин работы) не должны быть черного цвета;

12) для прекращения работы подогревателя необходимо: выключить электродвигатель, перекрыть кран топливного бачка, закрыть заслонку вытяжной трубы, поставив рукоятку в положение «Закрыто». Для циркуляции воды через котел и масляный бак вентиль отключения следует оставить в открытом положении.

Просачивание газа в местах соединения котла внутрь помещения не допускается. При неработающем котле охлаждающая жидкость из контрольного отверстия не должна вытекать. При работе котла допускается подтекание охлаждающей жидкости и масла (8 капель за 30 мин).

Ремень привода должен быть натянут нормально, прогиб его посредине ветви под нагрузкой 500—600 г должен быть 10—30 мм. Перекос ремня между его шкивом и ободом вентилятора допускается не более 6 мм. После 40—50 ч работы необходимо производить очистку котла от сажи струей сжатого воздуха с давлением 3—5 кг/см2, а также очистку от продуктов неполного сгорания (нагара).

При подготовке подогревателя к зимней эксплуатации необходимо очистить котел независимо от количества отработанных им часов. Чистке подлежат внутренняя полость конусной крышки с форсункой и свечой, а также цилиндрическая и дымовая камеры. Для очистки котла нужно произвести частичную разборку его, снять топливную трубку от редуктора к форсунке, отсоединить провод от свечи, ослабить затяжку хомутов, обжимающих дюритовый шланг на воздушном патрубке редуктора и конусной крышке, отвернуть гайки крепления редуктора, снять конусную крышку, отвернув гайки и болты ее крепления. Очистить воздушные и выхлопные проходы, а также конусную крышку скребком. Топку чистить шомполом, доводя конец его до упора в заднюю стенку котла. После очистки собрать подогреватель в обратной последовательности.

Смазка редуктора производится совместно с чисткой котла, для чего в полость редуктора через пробку на корпусе вводится 20—30 г смазки (ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—52). Этой же смазкой необходимо периодически, примерно через 10 пусков котла, смазывать втулку, в которую устанавливается рукоятка ручного привода.


5658632039130962.html
5658692124478281.html
    PR.RU™