Проблемы денежного обращения.

С 1929 г. началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, нацеленного на гигантский рост промышленного потенциала страны. В нем не предусматривалось использование инфляционной денежной программы для финансирования развития промышленности, а наоборот, декретировалось повышение покупательной стоимости червонца за пятилетку на 15-20%. В первой половине 1930-х гг. в стране сложился новый хозяйственный механизм, существенно отличавшийся от нэповской экономики. Такие экономические категории, как прибыль, сбережения и денежная масса играли в нем второстепенную роль.

В 1930 г. СССР вступил в состоянии, близком к гражданской войне. В январе-феврале правительство развернуло насильственную коллективизацию. Деревня ответила волнениями, и крестьянское хозяйство пришло в упадок. Разорительной и малоэффективной оказалась форсированная индустриализация. В результате бездумной траты средств многие сотни миллионов рублей оказались вложенными в незавершенное строительство, не давали отдачи. Все это полностью разорило бюджет. Его огромный дефицит латали за счет повышения цен, введения обязательной подписки на займы, а главное - эмиссии.

Рост эмиссии привел к понижению покупательной способности рубля. Неудовлетворительная ситуация в области финансов вызывала тревогу в хозяйственных наркоматах. В мае 1930 г. на заседании коллегии Наркомата финансов указывалось, что в области денежного обращения обнаружился весьма серьезный прорыв, вызванный нарушением финансовых планов. В связи с этим коллегия Наркомата финансов поручила специальной группе в составе профессоров Л.Н. Юровского, Л.Н. Литошенко, Д.А. Лоевецкого разработать и представить коллегии выводы и соображения о вероятном распределении находящейся в обращении денежной массы между городом и деревней и по отдельным социальным группам.

Однако в конечном итоге не Наркомат финансов определял стратегию финансовой политики в условиях первой пятилетки. С помощью выпуска денег правительство пыталось покрыть дефицит бюджета. При этом упор делался на классовый подход. К лету 1930 г. в развитии экономики произошли серьезные изменения. Ценой больших усилий было достигнуто значительное ускорение темпов индустриализации, завершился первый этап коллективизации.

Кризисные явления в области денежного обращения породили расхождение рыночных и государственных цен на товары, что привело к сокращению торговых операций. Свертывание торговли, накопление и обесценивание денег имели тяжелые последствия для потребительского рынка. Началось расхватывание населением товаров. Население, кооперативы, предприятия переходили к натуральному обмену. Таким образом, инфляция привела к стремлению приобрести товары впрок и натурализации обмена.



Правительство попыталось изъять «лишние» деньги из обращения путем выпуска внутренних займов. В феврале был выпущен долгосрочный внутренний заем «Пятилетка – в четыре года». Новый заем должен был стать единым займом финансирования социалистического строительства по пятилетнему плану развития народного хозяйства. В ходе его реализации на многих предприятиях Москвы, Ленинграда, Харькова, Нижнего Новгорода и ряда других крупных промышленных центров стала практиковаться рабочих и служащих в объеме месячной зарплаты.

Другим следствием инфляции стал кризис разменной монеты. Госбанк выпускал серебро в обращение, откуда оно мгновенно исчезало, оседая у населения, которое его переплавляло и хранило в слитках. Частники на серебро продавали дешевле, чем на бумажные деньги. В торговле между городом и деревней появился лаж на серебро.

При обысках у крестьян и городских торговцев находили большие суммы разменного серебра. Разменный кризис усугублялся общим недостатком денежных знаков и резким сокращением кассовой наличности филиалов Госбанка, что приводило к перебоям в выдаче зарплаты, так как предприятия не могли получить вовремя наличные деньги со своих счетов. В сообщениях ОГПУ о положении в стране, направляемых Сталину, отмечалось, что «задержка зарплаты на предприятиях Союза принимает в последнее время (август-сентябрь) хронический характер. Задержка зарплаты охватывает все промышленные районы страны и крупнейшие фабрично-заводские предприятия страны. В связи с задержкой зарплаты отмечается падение производственной дисциплины и забастовочные настроения» [22, с. 514]. Кризис свидетельствовал о развале бюджета и вызвал массовое недовольство среди населения.

Сталин решил воспользоваться кризисом в своих интересах. Неожиданно он проявил к делу о разменной монете огромное внимание и взял руководство в свои руки. Об этом свидетельствует такой интересный источник, как переписка Сталина и В.М. Молотова. Как видно из писем, Сталин выдвинул свой рецепт решения проблемы: основательно почистить аппарат Наркомата финансов и Госбанка расстрелять два − три десятка вредителей из этих ведомств и энергичнее проводить операции ОГПУ против спекулянтов разменной монетой. Сталин старался доказать, что действия правительства в данном вопросе - результат влияния вредителей − специалистов, фактически подчинивших себе коммунистов-руководителей. В этом смысле дело о разменной монете было составной частью акции против «вредителей» в партии, задуманной Сталиным, как главное средство борьбы с большевистскими лидерами, которые выступали за сотрудничество со старыми специалистами и за относительно умеренный курс. После этих указаний усилились репрессии: были сняты со своих постов руководитель Наркомата финансов Н.П. Брюханов и председатель Правления Госбанка Г.Л. Пятаков.

Провалы и неудачи экономической политики ВКП (б) в начале 1930-х гг. вынудили партийное руководство переложить вину за срывы темпов индустриализации и коллективизации на «вредителей» из числа «классовых» врагов. В стране были произведены аресты, захватившие и ученых- финансистов. Таким образом, крушение денежно-кредитной системы нэпа сопровождалось кадровыми чистками в финансовом ведомстве. Из Наркомата финансов были удалены те люди, кто непосредственно принимал участие в восстановлении и развитии денежной системы после периода военного коммунизма.

Несмотря на репрессивные меры в отношении беспартийных специалистов, положение с финансами в стране не улучшилось. В целях стабилизации финансовой системы в 1930 г. правительство приступило к проведению кредитной реформы. В результате ее осуществления кредитование государственной промышленности и сельского хозяйства стало происходить на основе плана, что придавало денежной системе страны эмиссионный характер. Объемы денежных эмиссий теперь ограничивались лишь в силу волеизъявления государственной власти, а не в силу действительных потребностей товарооборота. Кредитование осуществлялось автоматически, вне зависимости от собственных средств предприятий и организаций и их рентабельности. Мероприятия, проводимые в рамках кредитной реформы, как считало партийное руководство, неизбежно должны были оздоровить денежное обращение.

Как вскоре выяснилось, финансовый план первой пятилетки, построенный с учетом возрастания покупательной способности рубля, оказался невыполнимым. При вводе в строй огромного числа новых предприятий добиться быстрого снижения себестоимости промышленной продукции оказалось невозможным. Она снижалась гораздо медленнее, чем было запланировано, и Госбанк вынужден был превысить кредитный план за девять месяцев Новый, 1931 г. не привел к стабилизации рубля. На протяжении 1931–1932 гг. бюджет практически не предоставлял Госбанку СССР средств для кредитования народного хозяйства, поэтому в 1931 г. банк вынужден был 45% своих кредитных вложений покрыть за счет эмиссии, составившей 1,3 млрд. рублей. В результате денежная масса в обращении увеличилась почти на 30%. В 1932 г. средства для кредитования хозяйства, предоставленные за счет эмиссии, составили около 2,2 млрд. рублей. Сумма выпущенных в обращение денег в 1932 г. достигла 2,6 млрд. руб. (почти 50% к объему денежной массы на начало года). Всего за 1931—1932 гг. денежная масса увеличилась в 2 раза.

Катастрофическое положение с финансами заставило руководство ВКП (б) вплотную заняться решением вопроса о сокращении бумажно-денежной эмиссии.

В 1932 г. власти официально объявили о досрочном завершении пятилетнего плана. В действительности его окончание было вызвано кризисными потрясениями (в том числе и в сфере денежного обращения) хозяйства СССР. Расходы в бюджете, вызванные финансированием строительства новых предприятий, покрывались за счет эмиссии. Чрезмерный выпуск денег привел к дестабилизации рубля, выразившейся в росте цен. Так, за первые пять месяцев 1932 г. цены на рынке выросли на 55%. Это был самый быстрый рост со времени денежной реформы 1924 г.

К началу 1933 г. советский рубль имел ограниченное экономическое значение, что обуславливалось действовавшей с 1929 г. карточной системой на основные виды промышленных и продовольственных товаров, усилившейся инфляцией и, как следствие, падение покупательной силы рубля. Тяжелое состояние денежного обращения страны определялось также общим кризисом ее экономики, связанным с перестройкой всей хозяйственной системы, и политикой руководства страны, которое сознательно форсировало ликвидацию частного сектора, нарушало пропорции в развитии отраслей промышленности. Огромные капиталовложения в тяжелую промышленность без реальной их отдачи в ближайшем будущем сделали неизбежным использование эмиссии для пополнения бюджета страны.

К середине 1930-х от прежней че6рвонной денежной системы сохранились лишь собственно денежные знаки, находившиеся в обращении. Чрезмерная эмиссия в годы первой пятилетки усиливала нестабильность в развитии экономики СССР и угрожала устойчивости государственной власти. Поэтому партийно-государственное руководство делает шаги по сокращению бюджетного дефицита и стабилизации денежного обращения. Предпринимались меры по увеличению товарного фонда государства, развитию коммерческой торговли, развитию розничного товарооборота.

В конце 1933 г. Наркомату финансов удалось частично приостановить процессы инфляции рубля. Однако правительству не удалось добиться финансовой стабилизации в 1934 г. Вновь усилилась эмиссия, приводившая к обесцениванию рубля. Был произведен выпуск новых образцов казначейских билетов. К этому времени достигло своего пика использование денежных суррогатов (боны), которые широко использовались различными учреждениями при выдаче зарплаты.

Успехи в оздоровлении денежного обращения, достигнутые в 1934 г, позволили провести поэтапную отмену карточной системы. В сентябре 1935 г. одновременно со снижением це6ны на хлеб были отменены карточки на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель. После отмены карточной системы были установлены так называемые средние цены, которые были выше пайковых, но значительно ниже коммерческих. Во второй пятилетке ситуация в области денежного обращения заметно улучшилась: возросла покупательная способность рубля, увеличилась скорость его обращения. Заметно возросли доходы госбюджета с 44,3 млрд руб. в 1933 г. до 126,9 млрд руб. в 1938 г.. Значительно возросли обороты Госбанка. В 1938 г. Госбанком было выдано ссуд на 475 млрд руб.

Но и этот период для денежной системы был напряженным. В середине 1930-х гг. сложилась экономика дефицита. В сфере финансов это проявилось в дефиците товаров. Расходы, связанные с выполнением заданий двух пятилетних планов, превысили доходную часть бюджета. Так, за 1927-1937 гг. денежная масса в обращении увеличилась в 8 раз, среднегодовые темпы прироста массы денег оказались выше темпов прироста продукции промышленности и составили 24 %.

В 1937 г. были выпущены банковские билеты достоинством в 1,3,5 и 10 червонцев. Обозначение номинала было повторено на одиннадцати языках советских союзных республик. В честь 20−летней годовщины Октябрьской революции на выпущенных билетах Госбанка впервые был помещен портрет Ленина. Среди помещенных на банковских билетах надписях отсутствовал текст о размене червонцев на золото и о размере их золотого содержания.

В конце 1930-х гг. сфере денежного обращения создалась напряженная ситуация. Налицо были признаки инфляции, заключающиеся в росте цен. К решению вопроса стабилизации рубля власть подошла не с экономической, а с административной точки зрения. Решающими факторами сдерживания инфляции были конфискационная система получения сельскохозяйственной продукции у крестьян и доходы от реализации продажи водки. Денежная система, созданная в эпоху нэпа перестала существовать.

Кредитная реформа.

Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной и состояла из: Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений — Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка, Торгбанка; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; сберегательных касс, представлявших единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее население путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.

Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, состоявшая из многих банков и учреждений, не могла должным образом решить задачу концентрации денежных средств и их направления по строгому целевому назначению. Поэтому возникла необходимость в реформировании банковской системы. Основной задачей кредитной реформы являлось сосредоточение в руках государства всех денежных ресурсов с тем, чтобы использовать их на цели индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве.

Реформа была проведена в четыре этапа: Первый этап заключался в том, что государственным и кооперативным организациям запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Коммерческий кредит был заменён прямым банковским кредитованием. В результате усилилась роль Госбанка как проводника и контролёра экономической политики Правительства.

На втором этапе установлен новый порядок межхозяйственных расчётов: счёта поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его поручения (аккредитива).

На третьем этапе внесены изменения в составе кредитования. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заёмщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений.

Завершающим, четвёртым этапом стало изменение структуры банковской системы страны путём усиления роли Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения, формирование сети специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений - Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка. Промбанк - промышленный банк, на который возлагалось финансирование капитального строительства различных предприятий. Сельхозбанк - банк финансирования социалистического сельского хозяйства. Такое хозяйство формировалось в результате развёрнутой коллективизации, заключавшейся в принудительном объединении крестьян в колхозы. Цекомбанк - Центральный коммунальный банк, должен был финансировать в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд всё жилищное, коммунальное и культурное строительство, а также комплексное строительство городов и посёлков. Торгбанк - торговый банк. Ему следовало направлять финансы на капитальное строительство государственной торговли и промысловой кооперации. В 1956 году Торгбанк был ликвидирован, а его функции были переданы Сельхозбанку и Цекомбанку.




5654210161061050.html
5654263351670351.html
    PR.RU™