СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Большинство родителей болезненно реагируют на при­знание их ребенка умственно отсталым, рекомендацию обучать его во вспомогательной школе. Существование родителей, родных и близких такого ребенка отравлено чувством ущербности, переживаниями за его будущность. Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, ос­корбительный интерес у посторонних. Он подвержен на­смешкам, обидным репликам, нежеланию сверстников допускать его в свое общество.

Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Первичная реакция на диагноз обык­новенно вызывает сознание вины: «Почему именно у меня?», «Почему я?». Другими реакциями у родителей являются стресс, кризис хронического напряжения. Ум­ственно отсталый ребенок нуждается в более интенсив­ном и постоянном внимании, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жиз­ни, привычным семейным отношениям. Он влияет на жизнь и деятельность и остальных членов семьи.

Умственно отсталый ребенок часто страдает от недоста­точного социального опыта, и отрицательное поведение окружающих людей может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим про­стым вещам и усвоить обычные нормы поведения.

Консультация с родителями начинается обычно с бе­седы сначала с одним из них, затем с обоими. Если от­ветственность и решение переносится на одного (обык­новенно мать), то последствием может быть несогласие в семье. Если ответственность чувствуют оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу.

Однако будущее умственно отсталого ребенка — это не только проблема родителей, но и общества в целом. Гуманное отношение к таким детям характерно для со­временного цивилизованного общества.

Родители умственно отсталых детей не всегда доста­точно правильно и ответственно выполняют свои роди­тельские обязанности. Они считают, что их ребенок боль­ной, поэтому нуждается в постоянной опеке. Его осво­бождают от всех забот, а потом он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий мир ребенка и тем самым задержи­вают его развитие. В таком случае родителей убеждают срочно изменить обстановку в семье. Ребенок должен научиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания убирать за собой постель, мыть посуду и др. Родителям рекомендуют уделять внимание физической закалке ребенка, заниматься с ним изготовлением поде­лок, требующих мелких точных движений.В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка. К нему предъявляют не­адекватные требования, наказывают за оплошности. Та­кие наказания могут дезадаптировать ребенка, он будет расти озлобленным и агрессивным.



В культурной семье мама иногда никак не может при­мириться с тем, что ребенок плохо читает, не усваивает материал. Она нервничает, упрекает ребенка. Для него реакция матери небезразлична, он болезненно воспри­нимает ее, теряет уверенность перед любым порученным ему делом.

Для некоторых родителей умственно отсталый ребе­нок является лишним. Они любыми путями стремятся от него избавиться. Эта ситуация требует особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них сын или дочь, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в его помощи.

Очень важна совместная деятельность семьи умствен­но отсталого ребенка и школы. Индивидуальная работа учителя с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Не имея таких сведений, педагог не сможет оказать ученику не­обходимой поддержки.

Учитель может пригласить родителей в школу, но не для жалоб на поведение ребенка, а для выработки общих направлений воспитательно-педагогических воздействий. На классных собраниях можно познакомить родителей с учебными книгами, рассказать, какие планируются экс­курсии, какова их цель, какой помощи ожидает школа от родителей.

В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьни­ков с родителями. Родители не всегда умеют объяснить своим детям те трудности, которые они переживают: пло­хие жилищные условия, финансовые затруднения и т.д. Учитель обязан побеседовать со школьником, разъяснить, как трудно бывает его родителям.

Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, родителям необходимы знания об особенностях психо­физического развития умственно отсталых детей. Родители должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности.

Умственное воспитание в семье осуществляется прежде всего в игре (используются цветные разборные, строи­тельные, движущиеся игрушки, куклы, дидактические и сюжетные игры). Играя, ребенок усваивает сенсорные эталоны, учится наблюдать окружающую действитель­ность, у него расширяется кругозор, развиваются мыш­ление и речь.



Ребенка приучают сравнивать предметы по количеству, величине, высоте, весу. Формируют временные и про­странственные представления (близко — далеко, ниже — выше, справа — слева). Необходимо следить, чтобы все представления формировались правильно, так как изме­нить у умственно отсталого ребенка неправильно сло­жившееся первоначальное представление очень трудно. Ребенка нацеливают на предстоящее обучение, развива­ют желание и умение учиться.

Для правильного физического воспитания родители организуют здоровый режим жизни ребенка. Полезно использовать игры с мячом: развивается ловкость, уп­ражняются мышцы всего тела. Для укрепления мышц ног, развития координации движений используют игры со скакалками, обручами, катание на велосипеде. Полезны подвижные коллективные игры на свежем воздухе: с мя­чом, веревочкой, в более старшем возрасте — теннис, волейбол и др.

О нравственном воспитании будет рассказано в сле­дующей главе. Умелое предъявление разумных, четко сформулированных требований, постоянный контроль за поведением ребенка, правильная организация досуга вос­питывают стойкие нравственные привычки и качества.

В семье занимаются и половым воспитанием ребенка. Не следует поощрять выпускников вспомогательных школ к деторождению, так как в результате рождается отяго­щенное патологической наследственностью потомство.

Отношение окружающих к человеку с ограниченны­ми интеллектуальными возможностями существенно ме­няется в положительную сторону, если он достаточно воспитан, проявляет вежливость, уважение к старшим и просто к окружающим людям. Это значительно облегчает его жизнь, помогает найти свое место в обществе.

Трудовое воспитание начинается в семье. Оно исправ­ляет и компенсирует недостатки умственно отсталого ребенка, обеспечивает возможность в будущем вести са­мостоятельную трудовую жизнь. Приучать к трудовой де­ятельности ребенка следует как можно раньше. Задача родителей — заинтересовать, привить ребенку любовь и привычку к труду. Наиболее легкий и простой вид тру­да — самообслуживание (воспитывается опрятность, чи­стоплотность, аккуратность). Необходимо приучать ребен­ка заботиться о семье, принимать участие в домашнем труде. Какие-то обязанности по дому ребенок выполняет как отдельные поручения, а другие — постоянно. Он при­выкает выполнять их без напоминания, в определенное время; постепенно они усложняются. Необходимо заин­тересовать ребенка определенной профессией, воспитать уважительное отношение к труду других, научить оказы­вать помощь себе или попросить ее.

Если ребенок приучается с детства быть занятым по­лезной работой, эта привычка, остается на всю жизнь. Те дети, которые получают в семье трудовое воспита­ние, вырастают более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профес­сиональные обязанности.


5649934587081610.html
5650003447013762.html
    PR.RU™